Календарь

sohranihram.ru

Правовые основы преподавания знаний о религиозной культуре и обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Настоящая справка подготовлена заведующим Методическим кабинетом при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации протоиереем Виктором Дорофеевым.

В настоящее время существуют следующие варианты реализации преподавания знаний о православной религиозной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

 

1. Преподавание православной культуры в рамках эксперимента по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКиСЭ) был введен в соответствии с поручением Президента РФ от 02.08.2009 № Пр-2009. Так была реализована инициатива Президента России Д.А. Медведева от 21.07.2009 [1] о введении в школах изучения основ религиозных культур и двух альтернативных предметов, поддержанная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий.

Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578-р был утвержден План мероприятий по его апробации в 2009–2011 годах.

В состав курса вошли шесть предметов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Курс рассчитан на школьников в четвертой четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса.

Апробация началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов. В 2011 году к этому числу субъектов РФ прибавилось еще несколько.

Для организации исполнения вышеозначенного Плана мероприятий был утвержден состав Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009–2011 годах комплексного учебного курса (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2009 № 667). Указанный совет 07.12.2009 рассмотрел и одобрил примерную программу комплексного учебного курса и структуру учебных пособий для школьников [2].

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в несколько потоков были проведены курсы подготовки так называемых «тьюторов» (учителей тех учителей, что должны учить непосредственно детей) в рамках эксперимента ОРКиСЭ, которые в последующем в субъектах РФ приступили к подготовке учителей, задействованных в эксперименте.

К сожалению, Русская Православная Церковь оказалась полностью отстранена от участия в такой подготовке, как и от участия в разработке учебных пособий для учителей православной культуры (протодиакон Андрей Кураев был допущен к подготовке ряда глав учебника для школьников).

В целом, по мнению ряда экспертов, проведение эксперимента сопровождается множеством глубоких нарушений [3].

Недавно Святейший Патриарх Кирилл заявил о необходимости расширения временного интервала изучения православной культуры с 2 четвертей до хотя бы одного года (и на несколько классов в перспективе).

 

2. Преподавание вне рамок эксперимента

Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон РФ «Об образовании», исключил региональный (национально-региональный) и школьный компоненты государственного образовательного стандарта общего образования, в рамках которых ранее реализовывалось преподавание православной культуры в школах целого ряда субъектов Российской Федерации.

Однако, согласно заключению д.ю.н. Н.А. Михалевой и д.ю.н. И.В. Понкина, внесенные Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ нововведения в Закон РФ «Об образовании», изменив понятие и структуру государственного образовательного стандарта, ликвидировав его региональный компонент, по сути, оставили школьный компонент, существенно изменив его наименование, понятие, содержание и процедуры формирования, трансформировав его в часть основной образовательной программы, которая определяется подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 указанного Закона РФ как «формируемая участниками образовательного процесса». Основным субъектом (участником) образовательного процесса, формирующим содержание соответствующей части (помимо обязательной части) основной образовательной программы является образовательное учреждение. Имеются все необходимые и достаточные правовые основания считать, что правовая норма подпункта 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ), устанавливающая (помимо обязательной части основной образовательной программы) часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, является, по сути, новой формой правового закрепления частичной вариативности основной образовательной программы посредством установления части основной образовательной программы, формирование которой отнесено к ведению образовательного учреждения и других участников образовательного процесса на уровне образовательного учреждения [4].

Вместе с тем, вышеуказанные возможности, предоставляемые действующей редакцией Закона РФ «Об образовании», по мнению ряда экспертов [5], оказались существенно ограничены недавно принятыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2010 [6] (с изменениями от 26.11.2010 [7]) и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010 [8].

Тем не менее, эти возможности полностью не исключены и могут быть использованы при сохранении имеющейся в регионах практики преподавания православной культуры в школах вне рамок эксперимента «ОРКиСЭ».

 

3. Обучение религии (т.е. катехизация и воцерковление) в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок образовательных программ

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (пункт 4 статьи 5) устанавливает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2833 от 01.07.2003 несколько уточнил этот порядок.

Как комментирует указанную норму д.ю.н. И.В. Понкин, эта норма устанавливает порядок обучения детей религии, хотя и в помещениях государственных или муниципальных образовательных учреждений, но не самими такими учреждениями, а непосредственно религиозными организациями, вне рамок образовательных программ, реализуемых указанными учреждениями, просто в помещениях этих учреждений. Главное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, состоит в том, что обучение религии предполагает и включает в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение и обусловлены несветский характер этой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений.

 

4. Преподавание знаний о религиозной культуре в рамках дополнительного образования

Может вестись по следующим направлениям:

4.1. Преподавание православной культуры в рамках культурно-образовательных программ (паломнические поездки, экскурсии, фестивали, конференции, тематические вечера, концерты).

4.2. Преподавание православной культуры во внеурочное время на дополнительных занятиях (во внеурочной форме): лекции, диспуты, посещение монастырей, храмов, музеев.

4.3. Преподавание православной культуры как метод гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

4.4. Преподавание православной культуры как метод профилактики наркомании, употребления алкоголя и табакокурения среди детей и подростков и как метод пропаганды здорового образа жизни.

4.5. Преподавание православной культуры как метод профилактики экстремизма и правонарушений среди детей и подростков.

 

Вспомогательными документами здесь могут являться:

Договор о сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 2 августа 1999 г.

Договор о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством образования Московской области от 12 ноября 2001 г.

Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 19 ноября 2009 г.

Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством культуры Московской области 22 июля 2010 г.

Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Московской области от 25 сентября 2007 г.

 

Примечания:

1. Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей (21 июля 2009 года, Московская область, Барвиха) // <http://news.kremlin.ru/transcripts/4863>.

2. Письмо Министра образования и науки А.А. Фурсенко № МОН-П-612 от 19.03.2010; письмо начальника Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко от 30.04.2010 № 03-831.

3. Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сборник материалов. – М.–Таруса, 2010. – 166 с.

4. Понкин И.В., Михалева Н.А. О правовой возможности продолжения реализации учебных курсов религиозной культуры и национально-культурного образования // Юрист вуза. – 2008. – № 6. – С. 10–15.

5. Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Гребнев Л.С. О содержании и направленности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 // Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сб. материалов. – М.–Таруса, 2010. – 166 с. – С. 144–165.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. № 19707).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19644).