sohranihram.ru

Календарь

Деятельность Епархиального отдела религиозного образования и катехизации подразделяется на несколько направлений.

1. Катехизация;

2. Деятельность церковно-приходских школ;

3. Деятельность православных учебных заведений (гимназий и школ);

4. Взаимодействие со светскими системами образования (государственной и частной).

 

1. Катехизация.

На собрании благочинных и председателей отделов Московской епархии 11 марта 2011 года было принято решение о необходимости благочинным на всех подведомственных им приходах ввести обязательную практику трех огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения, и одну — перед принятием Таинства Брака. Подобный успешный опыт проведения катехизации уже много лет существует в приходе Троицкого собора г. Подольска.

Подробная информация об институте миссионеров-катехизаторов нашей епархии находится в методических указаниях Миссионерского отдела Московской епархии.

Катехизация не предполагает формального отношения к делу. Цель катехизации – ввести человека в спасительную ограду Церкви, поэтому катехизатор должен вдумчиво, со смирением и молитвой подходить к своему делу, понимая ответственность своего служения.

В деле катехизации недопустим общий подход ко всем людям. Разные люди приступают к таинствам. От катехизатора требуется проявлять понимание в каждой конкретной ситуации. Последнее решение в сложных ситуациях всегда остается за священником.

Если о совершении таинства Крещения просят воцерковленные люди (к примеру: постоянный прихожанин просит окрестить ребенка), то совершение Таинства возможно без предварительной катехизации. То же касается и таинства Брака.

Без полной катехизации возможно крещение в случаях, требующих принятия срочного решения. Во-первых, это касается случаев, когда человек тяжко болен и есть опасность смерти. Во вторых, это касается ситуаций, когда человек твердо исповедует веру, но в силу объективных жизненных обстоятельств, не имеет возможности пройти полный курс оглашения.

Очевидно, что у многих невоцерковленных людей нет желания проходить катехизацию. Вместе с тем святость и важность Таинств, а также ответственность не позволяют священнику отказываться от предварительной катехизации.

Необходимо, чтобы в церковной лавке и церковной библиотеке каждого храма имелись недорогие брошюры катехизического содержания. В помощь катехизаторам издано немалое количество книг. Подробную консультацию по подбору литературы можно получить в Методическом кабинете при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. Список некоторых книг в помощь катехизатору находится в приложении.

 

2. Церковно-приходские школы.

Церковно-приходская школа, или воскресная школа – есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей и взрослых.

В Московской епархии накоплен значительный опыт организации ЦПШ. С этим опытом можно познакомиться посетив известные ЦПШ, в которых накоплен значительный опыт работы. На нашем сайте в разделе «Воскресные школы» приведен список крупных ЦПШ по каждому благочинию Московской епархии.

По своему статусу ЦПШ не является негосударственным образовательным учреждением. Поэтому ЦПШ не имеет юридического лица и не проходит процедуры государственного лицензирования и аккредитации.

Вместе с тем, если ЦПШ занимается деятельностью аналогичной учреждениям светского дополнительного образования, она может стремиться к получению соответствующего статуса со стороны государства, если руководство ЦПШ считает это нужным.

Деятельность ЦПШ осуществляется по благословению и под руководством настоятеля монастыря или прихода. Настоятель несет полную ответственность за деятельность ЦПШ.

Так как задача ЦПШ – воцерковление прихожан, то формы деятельности могут быть разными и зависящими от возможностей прихода. Главное – это привести людей к Богу.

Желательно, чтобы внутри прихода статус ЦПШ был высоким. Если деятельность прихода ориентирована на воспитание и церковное образование своих новых членов, то можно надеяться на добрый результат. И наоборот, отсутствие у клира и прихожан внимания и поддержки приводит к формализму и отталкивает людей от Церкви.

Желающий создать ЦПШ должен продумать и решить ряд вопросов:

Первое – должна быть составлена и осмыслена концепция деятельности школы. Подробную консультацию по этому вопросу можно получить в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации и Методическом кабинете при Отделе.

Второе – это преподаватели. Третье – программа обучения и деятельности. Четвертое – ученики.

Решение второго, третьего и четвертого вопросов тесно связано. Потому что у каждого прихода свои исходные условия и свои возможности.

Согласно определению Архиерейского собора в штат каждого прихода должна быть введена оплачиваемая должность педагога. На первом этапе – в штат крупных приходов, а далее, в штат всех приходов.

Преподавателями ЦПШ могут быть священнослужители, алтарники, певчие, прихожане. Необходимые условия: личное желание, благословение настоятеля, благочестивая христианская жизнь, желание учить и, если нет педагогического опыта, самому учиться своему делу. Получить необходимые знания можно обучаясь в церковных учебных заведениях Москвы (ПСТГУ, РПИ, курсы при СОРОиК во имя сщмч.Фаддея). В Московской епархии также организованы миссионерско-катехизаторские курсы, которые начнут свою деятельность с 2011-2012 учебного года. Можно заниматься самообразованием.

Помочь с программами обучения и деятельности могут в Методическом кабинете при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. Там же посоветуют и необходимую литературу, и наглядные пособия, помогут советом.

Как классический пример ЦПШ, в которой успешно организована и проводится обширная образовательная программа для детей, рассчитанная на несколько лет, – ЦПШ при Троицком соборе г. Подольска.

ЦПШ бывают взрослые и детские. Во взрослой ЦПШ могут учиться как постоянные прихожане, так и все желающие. То же касается и детей.

Пятый вопрос – это материально-техническая база и финансирование. Обычно ЦПШ является бесплатной для учеников. Труд педагогов в ЦПШ может быть и благотворительным, а может и оплачиваться. В этом отношении настоятель должен руководствоваться указаниями священноначалия, сформулированными в определениях последнего Архиерейского собора и в указаниях Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Преподавание может вестись в любых помещениях храма. Понятно, что, если храм бедный, то и условия обучения могут быть скромными. Если есть возможность, то необходимо организовывать помещения для преподавания, ориентируясь, по возможности, на стандартные образовательные нормы, принятые для светских школ.

Опыт показывает, что наиболее успешны те ЦПШ, где преподавание предметов сочетается с какой-либо деятельностью.

В первую очередь учащихся можно и нужно привлекать к участию в богослужении. Мальчики могут пономарить в алтаре, девочки исполнять послушание церковниц. Если есть возможность, можно создать детский хор, который будет участвовать в службе.

В помощь желающему создать ЦПШ в приложении к брошюре приводится статья протоиерея Константина Островского «Как создать и развивать воскресную школу». В Успенском храме г. Красногорска разработана методика «Урок-молебен» с целью привлечения детей к осмысленному участию в богослужении. Данная методика одобрена Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Вне богослужения для учащихся ЦПШ можно организовывать различные кружки. Для мальчиков особо увлекательны военные и спортивные занятия.

Приход Богоявленского собора г.Ногинска уже много лет организует для детей паломнические туристические походы. Накоплен значительный опыт, с которым полезно познакомиться желающим.

С чего начать? Приведем один пример. Во всяком приходе совершается в воскресенье Божественная Литургия. После Литургии можно священнику и прихожанам собраться в храме или трапезной храма, и за чашкой чая поговорить о насущном. Темами разговора могут быть соответствующее событие Церковного календаря, празднуемый святой, Евангелие и апостол, читавшиеся на службе, актуальное событие или проблема из жизни страны (региона, населенного пункта) и т.д. С такого еженедельного общения и может начаться ЦПШ на любом, даже самом бедном сельском приходе.

 

3. Православные гимназии и школы.

В настоящее время в Московской епархии действует 15 православных школ, которые имеют государственную лицензию и аккредитацию. На сайте Епархиального отдела религиозного образования и катехизации имеется необходимая информация о деятельности каждой из этих школ.

Организация православной школы – дело благое и полезное, но сопряженное со значительными усилиями и трудностями. В приложении к настоящим указаниям приводится статья протоиерея Сергия Махонина, директора Православной гимназии имени апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Москвы «Создание православной школы: проблемы и перспективы», в которой отец Сергий дает подробный комментарий по данной теме.

В деле организации гимназии важно ознакомиться с опытом тех, кто уже этим занимается.

Отличие гимназии от ЦПШ в большей ответственности учредителей гимназии за ее деятельность.

Церковь может быть учредителем гимназии (в лице прихода или монастыря), а может духовно окормлять негосударственную школу, в которой образование построено с учетом православной традиции.

Гимназия учреждается или как негосударственное образовательное учреждение, или, по договоренности с какой-либо государственной школой, как ее филиал. По пути создания филиала пошли в православной гимназии при Троицком храме г.Коломны и в приходском центре при Гребневском храме г.Одинцово. В других гимназиях сразу организовывалась отдельная школа.

Духовник в православную гимназию назначается из числа священников Московской епархии указом Правящего архиерея. Кандидатуру духовника представляет благочинный соответствующего церковного округа по согласованию с руководством гимназии и священником – кандидатом на должность.

Практически все гимназии организовывались сначала как начальная школа, потом как средняя и т.д.

Если учредителем гимназии собирается стать приход, то обязательно должны быть продуманы решения целого ряда вопросов.

Кто будет руководить? Директором школы может быть настоятель, или его доверенное лицо, обладающее, что очень важно, необходимым опытом работы по специальности. Директор гимназии должен быть благочестивым воцерковленным православным христианином. Директор гимназии должен уметь все, что должен знать и уметь директор светской средней общеобразовательной школы: организовывать учебный и воспитательный процесс, в ежедневном режиме вести деятельность школы, организовывать и вести документальное обеспечение деятельности школы, уметь представлять школу во всех инстанциях, и т.д.

Кто будет заниматься административной работой в школе, и кто будет преподавать? Учредителям необходимо трезво оценить свои силы и возможности. Есть ли кадровый потенциал у прихода, или придется приглашать людей со стороны? Откуда приглашать этих людей? Очевидно, что основной костяк преподавателей православной школы должен состоять из воцерковленных благочестивых православных христиан. Эти люди должны иметь соответствующее светское образование и, желательно, опыт работы по специальности. К преподаванию могут привлекаться и менее воцерковленные люди, но желающие воцерковления и ведущие благочестивый образ жизни.

Как будет осуществляться воспитательная работа? Очевидно, что это самое трудное направление деятельности гимназии. Важно, чтобы эта работа осуществлялась благочестивыми воцерковленными людьми, имеющими соответствующее образование и опыт. Полезно знакомиться с опытом других православных гимназий. В связи с этим особая ответственность ложится на настоятеля и клириков, алтарников, певчих и всех сотрудников прихода, чтобы они своим поведением подавали добрый пример детям.

Директор, преподаватели и воспитатели гимназии должны иметь безупречную репутацию, как внутри Церкви, так и у светского общества.

Откуда будет браться финансирование? Обычно финансирование гимназии осуществляется за счет благотворителей, за счет прихода, и за счет оплаты родителями обучения своих детей. При учреждении гимназии этот вопрос должен быть очень тщательно и ответственно продуман. Важно знать, что финансирование деятельности гимназии – это забота ее учредителей. Согласно законодательству возможна финансовая помощь со стороны государства (более подробную консультацию можно получить в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации), но получить ее не всегда удается.

На какой материально-технической базе будет осуществлять обучение? При учреждении гимназии этот вопрос также должен быть очень тщательно и ответственно продуман. Есть ли у прихода соответствующие помещения или их надо будет строить. Необходимо помнить, что существуют соответствующие государственные нормативы при строительстве зданий для ведения образовательной деятельности. Эти нормы должны исполняться.

Кто будет учиться? Очень ответственно надо продумать решение этого вопроса. Будет ли гимназия школой только для детей из воцерковленных семей, или в ней могут учиться светские дети? Есть ли вообще семьи, которые готовы на начальном этапе отдать своих детей учиться в православную школу? Стоит посоветоваться с руководителями гимназий, давно ведущих свою деятельность.

Документация. Принципиальным отличием гимназии от ЦПШ, является то, что гимназия регистрируется как юридическое лицо и становится субъектом гражданского права. Существует государственное законодательство в отношении образовательной деятельности, как федеральное, так и региональное. Кроме того, и в муниципальном образовании, где находится гимназия, могут издаваться документы, касающиеся ее деятельности. В связи с этим совершенно необходимо или наличие юриста в штате гимназии или привлечение такого специалиста со стороны. Необходимо, чтобы руководство гимназии знало существующее светское законодательство об образовательной деятельности. В гимназии правильно должна быть организована и правильно должна вестись канцелярия и бухгалтерия.

Гимназия должна иметь устав, государственную лицензию, которая дает право на ведение образовательной деятельности согласно соответствующему стандарту и государственную аккредитацию, дающую право выдавать диплом государственного образца. Более подробную консультацию можно получить в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации и у соответствующих сотрудников министерства образования Московской области. Кроме того, данная информация находится в открытых источниках в составе светского законодательства об образовании.

Православная гимназия проходит также и церковное лицензирование, которое осуществляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Более подробную справку об этом можно получить в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

В настоящих указаниях мы не даем подробную справку об организации учебного процесса. Если необходимо, то можно обратиться за консультацией в Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Можно обратиться за помощью к руководителям действующих православных гимназий. У каждой гимназии свой опыт и желающий всегда найдет для себя что-то полезное.

 

4. Взаимодействие с министерством образования Правительства Московской области.

12 ноября 2001 года был заключен договор между министерством образования Московской области и Московской епархией о сотрудничестве. Текст договора находится в приложении. Сотрудничество находится на высоком уровне благодаря доброй воле губернатора Московской области Б.В.Громова и министра образования Правительства Московской области Л.Н.Антоновой.

За последнее время сложилась традиция проведения разнообразных мероприятий, которая составляет комплекс праздников и событий церковно-образовательного года. Он начинается с губернаторской Рождественской елки, продолжается Пасхальным фестивалем, совмещенным с областным родительским собранием. Традиционными стали встречи митрополита Ювеналия с руководителями муниципальных органов управления образования, с директорами школ, где преподаются духовно-нравственные дисциплины. В период празднования Дней славянской письменности и культуры совместно проводятся различные образовательные и культурные мероприятия. Завершается год Московскими областными Рождественскими образовательными чтениями, на которых в течение нескольких недель подводятся итоги совместной деятельности духовенства и педагогов за прошедшие двенадцать месяцев.

Рабочим органом, регулирующим совместную деятельность Министерства образования и Московской епархии, является Координационный совет, в состав которого входят представители Церкви и Министерства образования. Для повышения качества работы в образовательной сфере в 2010 году был организован Методический кабинет при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации, в задачи которого входят: подготовка и помощь в подготовке преподавателей духовно-нравственных дисциплин; разработка и систематизация учебно-методических материалов по преподаванию духовно-нравственных дисциплин.

В течение последних лет благочиния заключили договоры с местными управлениями образования. В ряде благочиний были созданы свои координационные советы между местным управлением образования и благочинием, которые регулярно собираются на заседания и определяют общую линию деятельности в соответствующем муниципальном образовании. В ряде благочиний при управлениях образования существуют объединения учителей, преподающих предмет «Основы православной культуры».

Регулярно в Московской области проводятся курсы переподготовки преподавателей факультатива «Основы православной культуры» на базе Московского государственного областного университета, Московского государственного областного социально-гуманитарного института, Педагогической академии последипломного образования Московского государственного областного гуманитарного института. Сейчас уже более 1 600 человек получили документ, дающий право преподавания духовно-нравственных предметов в школе.

В настоящее время «Духовное краеведение Подмосковья» и факультативный курс «Основы православной культуры» изучаются в 13 вузах, 629 школах, в ряде техникумов, колледжей и училищ Московской области. В преподавании задействовано 1 646 человек. Духовно-просветительская работа в Московской епархии ведется в 903 различных светских учреждениях. Общее число учащихся, включенных в процесс православного образования – 63 835 человек.

Во взаимодействии со светской системой образования особо велика ответственность благочинных и их помощников по религиозному образованию и катехизации. Настоятели приходов действуют в координации с благочинным и согласно его указаниям.

Благочинные взаимодействуют с управлениями образования на местах в координации с Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации и с Координационным советом. Подробную консультацию можно получить у сопредседателя Координационного совета по взаимодействию между Московской епархией и министерством образования Московской области (в настоящее время эту должность занимает помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественной деятельности протоиерей Петр Иванов) и у председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Ответственный по религиозному образованию и катехизации может выполнять различные обязанности. В некоторых благочиниях отцы-благочинные самостоятельно курируют взаимодействие со светской системой образования, и ответственные по религиозному образованию и катехизации только исполняют поручения благочинных. В других благочиниях на ответственных по религиозному образованию и катехизации ложится вся нагрузка по данному направлению. Мера их ответственности определяется благочинным.

Необходимо иметь в виду, что на территории ряда благочиний находится несколько муниципальных образований. В таком случае благочиние взаимодействует с каждым муниципальным управлением образования на своей территории.

Каждое благочиние должно иметь соглашение о сотрудничестве с управлениями образования всех муниципальных образований на территории своего благочиния. При необходимости такое соглашение может перезаключаться. За основу текста соглашения между благочинием и управлением образования обычно берется текст соглашения между епархией и министерством. При желании и необходимости этот текст можно дополнить. Консультацию по этому вопросу можно получить в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

В начале каждого календарного года благочинный встречается с начальником управления образования. На встрече обсуждается и принимается план совместной работы на год. Копию годового плана работы нужно отправить в Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.

В ряде благочиний существует свой координационный совет по взаимодействию между благочинием и управлением образования. Обычно в состав совета входят представители управления образования, активные педагоги духовно-нравственных предметов, представители родительской общественности и священники, активно ведущие духовно-просветительскую деятельность в благочинии. При координационном совете может быть свой методический кабинет или объединение учителей, ведущих духовно-просветительскую деятельность в светских школах. В этом отношении весьма полезен опыт Коломенского благочиния.

Согласно договору о сотрудничестве между Московской епархией и министерством образования Московской области в Московской области ведется преподавание в светских школах предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». Эта деятельность является полностью прерогативой государственной системы образования. Государство готовит учителей в ряде ВУЗов Московской области, оплачивает их деятельность и т.д. Церковь официально не имеет права контролировать этот процесс, однако, может реагировать на появление в школе учителей, которые вместо знаний о Вере преподают иные дисциплины.

В каждом благочинии должен быть составлен список всех образовательных учреждений округа. Необходимо проработать этот список, войти в контакт с руководством школ. Понятно, что Церковь не везде радостно встретят, но отрицательный ответ – это тоже ответ. Для Церкви станет ясна объективная ситуация с преподаванием духовно-нравственных дисциплин.

Возможна ситуация, когда представителям благочиния сообщат, что в школе преподаются «Основы православной культуры» или другой предмет с аналогичным содержанием, и это для нас будет новостью. В этом случае надо искать возможность познакомиться с учителем и установить с ним добрые отношения. В результате такого знакомства станет ясна реальная картина положения дел в данной школе.

Для налаживания добрых взаимоотношений между учителями и Церковью можно использовать многочисленные мероприятия, проводимые в рамках сотрудничества между Московской епархией и министерством образования Московской области. Необходимо приглашать на церковные праздники этих учителей, поддерживать их церковной и православной педагогической литературой (по возможности бесплатно), устраивать для них паломнические поездки, встречи и круглые столы на актуальные темы.

Священник может официально преподавать в светской школе, если имеет соответствующее образование. В остальных случаях священникам необходимо быть очень тактичными во взаимоотношениях с руководством школ, преподавателями, учениками и их родителями, чтобы из-за «ревности не по разуму» не разрушить то доброе, что имеется.

В приложении приводится справка «Правовые основания преподавания знаний о религиозной культуре и обучения религии в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях», подготовленная заведующим Методическим кабинетом при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации протоиереем Виктором Дорофеевым.

В течение года в Московской епархии совместно с министерством образования Московской области проводятся различные традиционные образовательные мероприятия. К этим мероприятиям относятся Губернаторская елка, встречи Управляющего Московской епархией с руководителями муниципальных управлений образования, с директорами школ, где преподаются духовно-нравственные предметы и с преподавателями этих предметов, День Славянской Письменности и Культуры, Московские областные рождественские образовательные чтения.

 

Московские областные рождественские образовательные чтения.

Структура Московских областных образовательных рождественских чтений следующая: На областном уровне проводятся торжественное открытие и закрытие чтений; несколько мероприятий в некоторых районах; выпуск сборника докладов. На муниципальном уровне проводится весь основной блок мероприятий.

На областном уровне чтения открываются в одном из городов Московской области в большом зале местного ДК. На открытие приглашается руководство Министерства образования Правительства Московской области, руководители муниципальных управлений образования, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархии, благочинные церковных округов Московской епархии, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Возглавляют мероприятие министр образования и митрополит Ювеналий.

На областном уровне закрытие проводится в одном из городов Московской области в спортивном комплексе. На закрытие приглашаются все участники открытия Чтений и делегации от всех муниципальных образований Московской области. Количество людей в делегации определяется разнарядкой, которую министерство образования рассылает по управлениям образования. Управление образования и благочиние формируют совместную делегацию, заказывают транспорт до места проведения мероприятия, продумывают питание членов делегации.

Так как Чтения являются ежегодными, то готовиться к ним необходимо заранее. В начале года, когда разрабатывается план взаимодействия между благочинием и управлением образования, необходимо подготовить предварительную программу Чтений.

Даты открытия и закрытия Чтений объявляются обычно осенью. При составлении плана можно ориентироваться на то, что Чтения проводятся обычно в течение 3-х недель, начинаются во второй половине ноября, а заканчиваются в первой половине декабря.

План должен быть представлен в министерство образования не позднее 1 октября текущего года. Предварительно он должен быть проработан на встрече между руководством управления образования и благочиния и подписан начальником управления образования и благочинным церковного округа. Необходимо иметь в виду, что, если на территории благочиния есть несколько муниципальных образований, то и план нужно будет составлять с каждым муниципальным образованием. В плане обычно указывается наименование мероприятия, дата и место проведения, участвующие лица и организации, лица – ответственные за проведение.

К 15 сентября текущего года в министерство образования благочинием и управлением образования сдаются тексты докладов участников чтений на местном уровне. Темы докладов определяются общей темой областных чтений, подтемами чтений на местном уровне и общими духовно-нравственными темами.

В помощь организаторам перечислим возможные мероприятия в рамках чтений.

Во многих благочиниях устраивается торжественное собрание по теме чтений, в ходе которого заслушиваются несколько докладов, и предлагается концерт творческих коллективов.

Можно организовать и провести конференцию на полезную тему.

Дискуссионные вопросы можно обсудить на круглом столе.

Можно провести семинар на актуальную тему, в ходе которого изучить волнующий всех вопрос и получить полезный ответ.

Для руководителей образовательных учреждений, учителей и учеников можно организовать паломнические поездки по святыням благочиния или епархии. В поездках желательно принимать участие и духовенству, которое сотрудничает с учителями и учениками школ.

Для детей можно организовать выставку рисунков и поделок, фотовыставку, выставку духовно-просветительской литературы в школе или в районной библиотеке. Можно провести конкурс сочинений или конкурс рисунка.

Есть прекрасный опыт организации духовно-просветительских чтений для детей в г.Коломне и ряде других городов Московской области.

Можно организовать творческий вечер памяти известного земляка, который дал добрый пример подрастающему поколению.

Можно организовать концерт духовной и классической музыки, музыкальный вечер.

Полезный опыт, когда в рамках Чтений устраивается встреча с известным человеком. Встреча может быть в формате открытой лекции или ответов на вопросы.

В школе можно провести классный час или тематическое занятие на духовно-нравственную тему. Для родителей организовать родительское собрание на духовно-просветительскую тему.

 

День Славянской Письменности и культуры отмечается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Этот праздник имеет государственный статус согласно указу Президента России Д.А.Медведева от 16.03.2010 за №323. В этот день можно кроме праздничной Литургии проводить различные просветительские мероприятия, как внутрицерковные, так и в рамках взаимодействия со светской системой образования.

 

По некоторых типам мероприятий приводится подробная справка в помощь организаторам.

 

Конференция. Конференция — это форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы посвященные определенной теме.

 

Организация конференции:

1. Заранее продумывается название конференции, тема, цели и задачи.

2. Если мероприятие проводится на приходском уровне, то организаторы согласовывают свои действия с благочинным церковного округа. Если мероприятие имеет более высокий уровень, то на него испрашивается благословение Правящего архиерея. Для этого главный организатор вступает в контакт с благочинным церковного округа и действует согласно его указаниям.

3. Определяется программа.

4. Определяется дата и время проведения конференции.

5. Определяется материальное обеспечение.

6. Определяется место проведения конференции. Место определяется исходя из возможностей организаторов, состава и количества участников. Местом проведения конференции может быть храм (если этому не противоречит тема конференции) или помещение при храме (актовый зал или аудитория церковно-приходской школы и т.п.). Местом проведения конференции может быть помещение вне территории храма (аудитория или актовый зал средней школы, дома культуры и т.п.). В таком случае организаторы вступают в контакт с руководством учреждения, которое может предоставить помещение и, при положительном решении вопроса, действуют согласно устным или письменным договоренностям с данным учреждением.

7. Если необходимо, то определяется оргкомитет по проведению конференции.

8. Определяются докладчики.

8.1. Организаторы конференции приглашают докладчиков на конференцию.

8.2. Организаторы конференции совместно с докладчиками определяют тему доклада, параметры устного выступления (продолжительность выступления и необходимость техники для презентации) и письменного текста для возможной публикации.

8.3. Если это необходимо, то организовывается проезд, проживание и питание докладчику.

8.4. Организаторы конференции заранее оповещают докладчиков о времени, месте и программе конференции. Если необходимо, то делается схема проезда до места конференции и высылается докладчику.

9. Определяется состав участников конференции. Организаторы конференции заранее приглашают участников (устно или письменно), сообщают им информацию о конференции и технические параметры конференции (время, место, программа, схема проезда и т.д.).

10. Подготавливается место проведения конференции: основной зал, дополнительные аудитории (если предполагаются секции), раздевалки, туалеты, помещение для трапезы (если она предполагается).

10.1. В зале для проведения конференции необходимо продумать наличие президиума (столы и стулья по количеству членов президиума), места для докладчиков (кафедра, аналой, подсветка, если необходимо) и мест для участников (стулья, лавки и т.п.). Если есть необходимость у докладчиков и есть возможность у организаторов, то в зале устанавливается техника для видеопрезентаций (компьютер, видеопроектор и экран). Если конференция проводится Церковью на церковную тему, то в зале обычно помещается икона (Спасителя или события или святого, с которым связана тема конференции).

10.2. В зависимости от помещения и количества участников организовывается система микрофонов. Обычно один микрофон находится на столе президиума, один на месте для докладчиков и, если нужно, один в зале для участников дискуссии. Лучше и надежнее, когда организаторы заранее договариваются со специалистом по аудиотехнике, чтобы аппаратура была заранее установлена и проверена.

10.3. Организовывается раздевалка для участников.

10.4. Организовывается туалет для участников.

10.5. Организовывается регистрация участников (если это необходимо). Для регистрации перед помещением, где будет проходить конференция, ставится стол и стул для регистратора. На стол ставится карточка с надписью «Регистрация участников». Для регистрации заранее на компьютере набираются и распечатываются бланки. В бланках можно поместить следующие столбцы: Порядковый номер, ФИО участника, должность, контактные данные. На столе регистрации участникам конференции обычно раздается печатная программа конференции и сопутствующие материалы. В программе указывается название конференции, организаторы, время и место, регламент, список докладчиков с очередностью докладов, ответственные лица из оргкомитета и их контактные телефоны.

10.6. Если необходимо, то изготавливаются и размещаются таблички с указанием местоположения залов конференции, раздевалки, туалета и других помещений.

11. Если это предусмотрено программой, то организовывается питание участников конференции. Если это не предусмотрено, то программа и регламент конференции составляется таким образом, чтобы участники могли поесть самостоятельно.

11.1. Обычно перед началом конференции участникам предлагается чай. Для этого необходимо в фойе организовать стол (столы), большой термос или чайники, одноразовые стаканчики и ложки, салфетки, сахар и закуски (булочки и бутерброды). Необходимо иметь человека, который будет заниматься организацией чая.

11.2. Если конференция продолжительная, то устраивается короткий перерыв (15-40 минут) для приема пищи и неформального общения.

11.3. Конференция может предполагать и полноценную трапезу для участников.

12. Организовывается (если нужно) фото- и видеосъемка работы конференции.

13. Возможно приглашение на конференцию представителей СМИ. В таком случае организаторам следует заранее знать, представители каких СМИ будут присутствовать на конференции и не допускать провокаций. Для представителей СМИ, если нужно, можно провести пресс-конференцию.

14. Конференция может предполагать наличие небольшого художественного пролога до начала работы и концерта после окончания работы.

15. Если предполагается принятие итогового документа, то его проект готовится оргкомитетом заранее и принимается в конце работы конференции.

16. По окончании работы конференции могут быть изданы материалы ее работы.

 

Типовой регламент конференции:

1. Приезд участников. Организаторы (их помощники) встречают участников, проводят к раздевалке, знакомят с расположением помещений, проводят к столу регистрации, предлагают чай.

2. Конференция начинается общей молитвой.

3. Члены президиума приглашаются в президиум.

4. Вступительные слова членов президиума. Обычно открывает конференцию главный организатор. Потом он предоставляет слово главным почетным гостям. Возможно зачитывание письменных приветствий от начальства.

5. Основной (пленарный) доклад.

6. Доклады и сообщения. После докладов возможна дискуссия.

7. Принятие итогового документа.

8. Возможная трапеза для участников.

 

Круглый стол

Круглый стол – это один из способов организации обсуждения некоторого вопроса, разрешения определенной проблемы в процессе дискуссии.

Круглый стол представляет собой разговор между равноправными членами коллектива. Каждое место за столом имеет одинаковое значение, поэтому отсутствует особый порядок распределения мест. Участники круглого стола обладают равными правами, т.е. их голоса имеют одинаковый вес вне зависимости от занимаемого служебного положения. Так появляется возможность использовать для решения проблем знания и способности различных специалистов. Желательно, чтобы они не находились в прямом подчинении. Иначе отдельные участники будут чувствовать скованность, что может негативно сказаться на результатах беседы.

Обсуждение за круглым столом, как правило, организуется с целью выработать единую позицию по какой-либо проблеме. Участники круглого стола высказывают свои мнения, анализируют тезисы и антитезисы коллег.

Четкое направление хода дискуссии за круглым столом является важнейшим условием ее успеха. Поэтому определяется руководитель круглого стола. Им может быть или организатор, или старший по положению, или определенный организатором участник дискуссии, который имеет опыт проведения круглого стола.

Руководитель круглого стола – первый среди равных. В противном случае открытая дискуссия в кругу коллег может обернуться простым информированием о планах руководства к исполнению.

Руководитель беседы за круглым столом выполняет двойную функцию: он является одновременно ведущим и участником. С одной стороны, он держит в руках нити дискуссии и направляет, с другой, он равноправный участник дискуссии. Он обязан высказать свое собственное мнение по обсуждаемым проблемам.

Ведущий является равноправным участником круглого стола, поэтому его положение значительно слабее, чем положение руководителя при ведении служебного совещания. К тому же следует учитывать, что коллеги за круглым столом дискутируют значительно резче, они менее сдержаны, чем на служебном совещании. Это существенно затрудняет ведение дискуссии. Руководителю беседы важно сохранять товарищеский тон, который присущ беседе равноправных коллег, и одновременно не ронять свой авторитет. Поэтому руководитель дискуссии должен следовать определенной схеме, облегчающей выполнение его трудной миссии.

Основополагающим принципом ведения круглого стола является разделение общей темы на ряд подтем. В результате появляется возможность целенаправленно переходить от одного положения к другому и ставить соответствующие вопросы. При этом руководитель должен следить за тем, чтобы каждый участник беседы имел возможность изложить свою точку зрения.

Мнения участников могут существенно отличаться друг от друга. Руководитель дискуссии должен иметь в виду, что его собственная оценка не должна играть решающей роли. Он вправе высказывать свою точку зрения лишь по фактическому положению дел.

Существует мнение, что руководитель дискуссии должен привести к общему знаменателю различные точки зрения на сложившуюся ситуацию и добиться определенного единства по этому вопросу. Однако это заблуждение, которым объясняются неудачи многих бесед за круглым столом. В действительности созданную в ходе бесед за круглым столом картину фактического состояния дел следует рассматривать как мозаику: различные точки зрения участников являются теми камешками, которые составляют общую картину.

В деле церковного просвещения круглые столы весьма полезны, т.к. позволяют встретиться представителям Церкви и светского общества для обсуждения острых и злободневных проблем современности. Круглые столы могут проводиться как среди взрослых, так и среди молодежи и школьников.

 

Организация круглого стола:

1. Заранее продумывается тема круглого стола, его цели и задачи.

2. Определяется дата и время проведения круглого стола.

3. Определяется материальное обеспечение.

4. Определяется место проведения круглого стола. Место определяется исходя из возможностей организаторов, состава и количества участников. Местом проведения конференции может быть храм (если этому не противоречит тема круглого стола) или помещение при храме (аудитория церковно-приходской школы и т.п.). Местом проведения конференции может быть помещение вне территории храма. В таком случае организаторы вступают в контакт с руководством учреждения, которое может предоставить помещение и, при положительном решении вопроса, действуют согласно устным или письменным договоренностям с данным учреждением.

5. Определяются участники круглого стола. Организаторы заранее приглашают участников (устно или письменно), сообщают им информацию о круглом столе и его технические параметры (время, место, программа, схема проезда и т.д.). Необязательно, но возможно, чтобы некоторые участники круглого стола приготовили сообщения на заданную тему.

6. Подготавливается место проведения круглого стола: основной зал, раздевалки, туалеты, помещение для трапезы (если она предполагается).

6.1. В помещении для проведения круглого стола необходимо продумать наличие столов и стульев для участников. Столы и стулья для участников расставляются по периметру помещения, так, чтобы все сидели лицом друг к другу.

6.2. Если есть необходимость у участников и есть возможность у организаторов, то в зале устанавливается техника для видеопрезентаций (компьютер, видеопроектор и экран). Если круглый стол проводится Церковью на церковную тему, то в помещении обычно помещается икона (Спасителя или события или святого, с которым связана тема конференции).

6.3. В зависимости от помещения и количества участников круглого стола организовывается система микрофонов. В специально оборудованных залах для таких мероприятий существует и специальная система микрофонов, предполагающая, что напротив каждого участника дискуссии находится микрофон. Однако обычно один микрофон (он может быть стационарным) находится у ведущего, а другой (другие) передается от выступающего к выступающему. Удобно, когда для этой цели используется радиомикрофон.

6.4. Организовывается раздевалка для участников.

6.5. Организовывается туалет для участников.

6.6. Организовывается регистрация участников (если это необходимо). Перед помещением, где будет проходить конференция, ставится стол и стул для регистратора. На стол ставится карточка с надписью «Регистрация участников». Для регистрации заранее на компьютере набираются и распечатываются бланки. В бланках можно поместить следующие столбцы: Порядковый номер, ФИО участника, должность, контактные данные. На столе регистрации участникам круглого стола обычно раздается печатная программа круглого стола и сопутствующие материалы.

6.7. Если необходимо, то изготавливаются и размещаются таблички с указанием местоположения помещения круглого стола, раздевалки, туалета и других помещений.

7. Если это предусмотрено программой, то организовывается питание участников круглого стола. Если это не предусмотрено, то программа и регламент круглого стола составляется таким образом, чтобы участники могли поесть самостоятельно.

 

Типовой регламент круглого стола:

1.Приезд участников. Организаторы (их помощники) встречают участников, проводят к раздевалке, знакомят с расположением помещений, проводят к столу регистрации, предлагают чай.

2. Круглый стол начинается общей молитвой.

3. Все рассаживаются в свободном или заранее определенном порядке.

4. Вступительное слово ведущего, в котором он сообщает регламент и задает направление дискуссии.

5. Дискуссия.

6. Заключительное слово ведущего.

7. Возможная трапеза для участников.

 

Паломничество. Паломничество – это посещение святых мест с целью церковного поклонения. Организаторам необходимо:

1. Заранее согласовать с принимающей стороной условия паломничества (дата, время, возможность экскурсии, возможность трапезы, расписание богослужений).

2. Заказать транспортное средство, лучше в проверенной организации.

3. Назначить старшего группы из числа людей, имеющих соответствующий опыт и репутацию.

4. Сформировать группу паломников. Продумать, что нужно паломникам взять с собой в дорогу. Провести инструктаж.

5. Если в паломничестве принимают участие дети, то в группе должно быть достаточное количество взрослых паломников, чтобы группа была управляемой.

 

Театрализованное представление.

Постановка театральной композиции может быть сделана на разном профессиональном уровне. По данной теме существует полезная статья протоиерея Константина Островского «Практический опыт проведения театрализованных представлений», опубликованная в журнале «Московские епархиальные ведомости» в №1-2 за 2005 год.

 

Духовно-просветительские Чтения.

Опыт взаимодействия Коломенского благочиния, Коломенской православной духовной семинарии и Управления образования Коломны.

 

10 лет назад, в декабре 2001 года в дни памяти великого церковного и государственного деятеля Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, в общеобразовательных учреждениях г. Коломны были проведены Первые духовно-исторические Филаретовские чтения. С того времени чтения проводятся ежегодно, и стали традиционными. В них принимают участие учащиеся старших классов школ города и студенты Коломенской православной духовной семинарии. Организацией и проведением чтений совместно занимаются Управление образования города Коломны, Коломенская православная духовная семинария и Коломенское благочиние. Ежегодно, с учетом школьного этапа в чтениях принимают участие до 500 человек.

Технология подготовки и проведения чтений состоит из нескольких этапов.

 

I этап. Информационно-ознакомительный.

Во все общеобразовательные учреждения города направляется инструктивно-методическое письмо за подписью начальника Управления образования, в котором определяются:

- тема чтений;

- цель и задачи проведения;

- примерные темы для написания рефератов, творческих работ, эссе;

- критерии оценки работ и выдвижение их для публичной защиты на школьных и городских чтениях;

- место и время проведения;

- требования к оформлению работ.

 

II этап. Школьные духовно-исторические чтения.

При подготовке к чтениям во всех школах проводится единый исторический урок по заданной теме, выпускаются тематические газеты, оформляются выставки книг, учащиеся пишут рефераты, творческие работы, эссе, и подают их на конкурсный отбор.

Учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели Коломенской православной духовной семинарии помогают ученикам школ подобрать нужную литературу, правильно раскрыть выбранную тему, грамотно и достойно изложить ее во время публичного выступления.

Требования к выступлениям:

- Умение изложить объемный материал за 5-7 минут, отобрав самое главное.

- Четкость, логичность, выразительность выступления, сопровождение аудио и видео средствами.

- Проявление ораторского искусства:

- Свободное изложение материала, в отрыве от текста, владение церковно-православной терминологией, умение делать собственные выводы и предложения.

По результатам школьного этапа компетентное жюри отбирает 2-3 лучших работы (с учетом содержания и ораторского искусства выступающего) и отправляет их на конкурсный отбор для выступления на городских чтениях.

 

III этап. Городские духовно-исторические чтения на базе Коломенской православной духовной семинарии.

На городской конкурс поступает от 60 до 70 лучших работ с учетом не только их содержания, но и умения автора защитить свои публикации.

Право публичного выступления предоставляется 6-7 учащимся, остальные присутствующие пользуются правом «свободного микрофона», и могут выступать в качестве оппонентов.

На чтениях обязательно присутствуют представители Управления образования г.Коломны, Коломенского благочиния, ректор, студенты, преподаватели КПДС, учителя школ города.

По окончании выступлений благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, ректор КПДС протоиерей Николай Качанкин подводят итоги чтений, вручают награды и памятные подарки выступающим и их кураторам-учителям (грамоты, благодарственные письма, книги).

Хор студентов КПДС дает небольшой концерт.

В завершение мероприятия в трапезной КПДС устраивается чай для участников чтений.

 

Годовой отчет.

Отчет о деятельности благочиния в области религиозного образования и катехизации составляется или благочинным, или, по его поручению, ответственным по религиозному образованию и катехизации от благочиния по установленным Епархиальным отделом формам. Бланки отчета находятся в приложении. Отчет сдается за подписью благочинного в Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации не позднее 20 октября текущего года.