Календарь
15.04.2019

Встреча митрополита Ювеналия и руководства Министерства образования Московской области с классными руководителями в Долгопрудном

8 апреля в доме культуры «Вперед» г. Долгопрудного состоялась традиционная встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и руководства Министерства образования Московской области с классными руководителями общеобразовательных учреждений Подмосковья, посвященная теме «Молодежь: свобода и ответственность».

В мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, депутат Государственной думы Л.Н. Антонова, руководитель администрации городского округа Долгопрудный А. Д. Кочетинина, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, благочинный церквей Долгопрудненского округа протоиерей Андрей Хмызов, доктор педагогических наук, директор духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ Л. Л. Шевченко, руководители органов управления образованием, классные руководители общеобразовательных учреждений.

Торжественное собрание открылось выступлением учащихся детской школы театральных искусств «Семь Я».

С приветственным словом к собравшимся обратилась руководитель администрации городского округа Долгопрудный А. Д. Кочетинина.

Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий:

Уважаемые Елена Александровна, Лидия Николаевна и Александра Дмитриевна! Ваше Преосвященство! Дорогие участники заседания!

Хочу сказать вам, что очень ценю сложившуюся у нас традицию встречаться с классными руководителями. Это дает возможность обсудить актуальные проблемы воспитательного процесса в контексте тех изменений, которые нам предлагает жизнь и выработать некоторые общие подходы к разрешению современных педагогических задач.

По этой причине я всегда тщательно готовлю свои выступления. Сегодня я несколько колебался относительно целесообразности произнесения заранее написанной речи. Однако так совпало, что по дороге сюда среди новостей я услышал сообщение о том, что в одном поселении два школьника восьми и девяти лет варварски перевернули надгробия на местном кладбище. И тогда я утвердился в правильности решения познакомить вас с моими размышлениями.

Нельзя не признать, что в наши дни общество существует в условиях мировоззренческого хаоса и когнитивного диссонанса. Прежде всего это касается отношения к человеческой жизни. По видимости, никто не отвергает ее абсолютной ценности, и в то же время беспрерывный поток сообщений о катастрофах, террористических актах, военных действиях превращает трагедию в проходную картинку новостного ряда, не вызывающую у многих вообще никакого сопереживания. Жестокость становится фактором обыденности, проникая из взрослой среды в детскую и принимая подчас в буквальном смысле слова адский облик. Думаю, факты всем известны.

Встает закономерный вопрос, кто отвечает за то, что ребенок становится зверем? Ответственность, безусловно делят семья и школа. Причем значение школы сегодня беспрецедентно возрастает потому, что ей приходится работать с подростками, чьи родители сформировались как личности в период идеологического и нравственного вакуума 1990-х годов и нередко не в состоянии дать своим детям адекватное воспитание. Это, прежде всего, выражается в том, что на первое место в устремлениях подрастающего поколения выходит стремление к достижению богатства и успеха любой ценой.

Примитивизация задач бытия, равнодушие к внутренней жизни и духовному подвигу, девальвация высоких нравственных идеалов - коренятся в безбожии, чреватом ужасающими последствиями. Невольно вспоминаются слова одного из героев Достоевского: «уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда … всё будет позволено…»

Все шире распространяется приверженность мировоззрению эгоистическому, безнравственному и примитивно потребительскому. Этому в огромной степени способствует и массовая культура вкупе с коммерческой пропагандой. Выражением этого может служить развращающий лозунг рекламы, который мне как-то довелось увидеть на дороге: «Роскошь как образ жизни». Все это до боли знакомо. Вспомните евангельскую притчу про безумного богача, который накануне своей безвременной кончины радовался накопленным сокровищам (см.: Лк.:12, 16-21)!

Разве с таким убеждением можно создать крепкую семью и достойно вырастить детей, жертвенно трудиться на благо общества и самоотверженно служить своему Отечеству? Ответ отрицательный.

Действительность печалит и вызывает тревогу. Мы с глубоким прискорбием наблюдаем разрушение патриотических убеждений, находящее свое частное проявление в деградации и русского языка. Одновременно идеалы чистоты и добрачного целомудрия подвергаются осмеянию, а разврат выставляется напоказ как проявление свободы личности.

К величайшему сожалению, такое технологическое достижение как социальные сети в интернете в огромной своей части служат не просвещению и передаче ценной информации, а удовлетворению тщеславно-нарциссических устремлений. Многие молодые люди доходят до того, что горделиво оповещают мир о совершенных ими преступлениях, в том числе убийствах. Молчит совесть, нет больше стыда. Как будто сказанным сегодня звучит обличение святого апостола Павла: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:34).

Совершенно очевидно, что сегодня классный руководитель призван в буквальном смысле слова сражаться за души детей. Это высокая ответственность, которая предполагает огромные усилия, направленные на завоевание доверия школьников, внимательное отношение к их интересам, длительное совместное времяпрепровождение, позволяющее обсуждать и анализировать сложные вопросы бытия ради опровержения зла и утверждения добра. На что опереться воспитателю? На опыт русской святости, в том числе новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ столетия, на подвиги героев-защитников Родины всех веков, на возвышенные примеры классической отечественной литературы. Но ценнее всего, скажу, как архипастырь, - спасительное евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Оно всегда современно, в нем истина и правда, которая будет сиять вовеки. Не пренебрегайте этим источником мудрости, которую Сам Спаситель назвал водою, текущей в жизнь вечную (см. Ин.: 4:14).

Не будет преувеличением сказать, что миссия педагога в этом сродни призванию священника. Учитель, конечно, не священнодействует, но он призван оберегать душу ребенка от зла и лжи, а также убеждать во всепобеждающей силе любви, воспитывать уважительное отношение к ближнему.

Духовенство Московской епархии всегда готово прийти вам на помощь. Это возможно, как в рамках преподавания духовно-нравственных дисциплин – «Основ православной культуры» и «Духовного-краеведения Подмосковья», так и посредством неформального взаимодействия – проведения бесед и консультаций. Вы всегда получите поддержку и доброжелательный совет наших священнослужителей.

В заключение хочу выразить свою благодарность Министерству образования Московской области за продолжающееся доброжелательное сотрудничество с Московской епархией. Надеюсь, что наши совместные труды на благо подрастающего поколения принесут добрые плоды.

Со словом к участникам мероприятия обратилась Л.Н. Антонова.

Владыка митрополит вручил свои благодарственные и благословенные грамоты учителю английского языка средней школы № 3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло города Долгопрудного Н. С. Корольчук, учителю начальных классов средней школы №16 Сергиево-Посадского района Т.И. Даниловой, учителю английского языка гимназии «Дмитров» О.С. Лебедевой, учителю начальных классов средней школы №16 г. о. Серпухов Л.С. Михалиной, учителю начальных классов средней общеобразовательной школы № 3 города Чехова Е.Н. Кочкуровой.

Л.Н. Антонова наградила четырех педагогов благодарственными письмами Государственной думы. Шесть педагогов были удостоены благодарности Министерства образования Московской области.

Заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова выступила с докладом на тему «Роль деятельности классных руководителей в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Проблемы и перспективы».

Затем перед участниками собрания выступили с докладами: ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации А.В. Гусев («Взаимодействие родителей и классного руководителя в формировании личности ребёнка в условиях динамично меняющейся реальности»); учитель истории и обществознания, классный руководитель 6 класса православной классической гимназии «София» Клинского района Г.А. Завалка («Роль классного наставника в реализации общешкольной программы духовного и нравственного воспитания»); учитель русского языка и литературы Котельниковской средней общеобразовательной школы №3 Е.Н. Спирина («Добро объединяет всех»: духовно-нравственное воспитание на основе традиций православной культуры в поликультурной среде школ города Котельники); заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель 8 класса Православной школы «Образ» поселка Малаховка Люберецкого района М.Е. Крекова («Сотрудничество и сотворчество классного наставника с классом как основа эффективности воспитательного процесса»); начальник управления образования администрации городского округа Долгопрудного И.В. Добрук («Работа с молодежью. Общее дело»); руководитель Московского областного регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» А.Р. Толмачев.

Собрание завершил митрополит Ювеналий:

Хочу сказать, что я влюблен в эту аудиторию, потому что выслушать несколько докладов в течение долгого времени — это испытание, и вы его выдержали. Я сегодня многое узнал для себя, увидел, какую огромную работу вы совершаете. Мне даже неудобно, что я говорил сегодня о каких-то негативных явлениях, но, к сожалению, они есть, и нужно бороться за то, чтобы они исчезли. Я счастлив, что рядом с вами иногда появляются священнослужители, и не могу не сказать о том, что это стало возможным во многом благодаря Лидии Николаевне Антоновой. Давайте ее поприветствуем. Какое мужество ей требовалось много лет назад, чтобы подписать соглашение с представителями Церкви! А сейчас мы — как одна семья. Слушая выступления педагогов, я думал: «Это и есть настоящая пастырская работа». Если бы не было ваших трудов, негатива среди молодежи было бы намного больше. А сегодня мы в Московской области показываем пример другим регионам, как вместе духовенству и педагогам воспитывать подрастающее поколение. Обещаю вам, что буду молиться за вас, особенно в эти дни Великого поста, и надеюсь, что мы вместе будем радоваться и торжествовать в дни Святой Пасхи.